СПЧ: ресурсам, ведущим борьбу с пропагандой терроризма, нужно оказывать государственную поддержку
Летом прошлого года Президент РФ подписал два антитеррористических закона – так называемый "пакет Яровой". Первым (Федеральный закон от 6 июля 2016 г. № 375-ФЗ) внесены изменения в Уголовный кодекс и Уголовно-процессуальный кодекс, в частности усилена ответственность за ряд преступлений террористической и экстремистской направленности, введены новые составы: несообщение о преступлении, акт международного терроризма, расширен перечень преступлений, ответственность за совершение которых наступает по достижении 14-летнего возраста. Вторым (Федеральный закон от 6 июля 2016 г. № 374-ФЗ) скорректированы положения 18 законов, в том числе в сфере оперативно-розыскной деятельности, производства и оборота оружия, воздушных перевозок, почтовой связи, миссионерской деятельности. Кроме того, документом установлены новые требования к объему и срокам хранения данных операторами связи и организаторами распространения информации в Интернете. Именно они стали причиной вынесения на голосование на портале РОИ петиции об отмене данного антитеррористического пакета. Инициатива набрала 100 098 голосов, и была рассмотрена экспертной рабочей группой федерального уровня1. Оснований для отмены законов она не нашла, но рекомендовала, в частности, Правительству РФ уточнить, какие виды информации и в каком формате должны хранить операторы связи и распространители информации в Интернете, и принять меры по минимизации их затрат на такое хранение.
Одна из причин особого внимания к передаваемым в сети данным – повышение интернет-активности экстремистских и террористических организаций. Однако помимо совершенствования антитеррористического законодательства и противодействия терроризму и экстремизму со стороны уполномоченных органов, большое значение имеет и работа по борьбе с пропагандой террористической и экстремистской деятельности, в которую может и должно быть вовлечено все общество, отметили эксперты в ходе прошедшего вчера в пресс-центре "Парламентской газеты" круглого стола "Полгода с момента действия антитеррористического пакета. Как остановить экстремизм в соцсетях?".
Так, любой гражданин может сообщить, например, о действиях вербовщиков террористической организации "Исламское государство" (ИГИЛ или ДАИШ), деятельность которой запрещена на территории России, на горячую линию ОП РФ по телефону 8-800-737-77-66 или с помощью специальной формы (oprf.ru/ru/1449/2134/2205/2206/). Как сообщила член Координационного совета ОП РФ по противодействию терроризму Елена Сутормина, в настоящее время в указанной организации состоят около 4 тыс. граждан РФ.
Также можно сообщать о распространении экстремистского контента – в прошлом году в палату поступило более 5 тыс. соответствующих обращений, отметил первый заместитель Комиссии ОП РФ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, директор некоммерческого Фонда исследования проблем демократии Максим Григорьев. С целью блокировки выявленных экстремистских ресурсов составляются обращения в органы прокуратуры и Роскомнадзор, однако это полностью не решает проблему, поскольку доступ может быть закрыт только к российскому сегменту Интернета, подчеркнул эксперт. Тем не менее он уверен, что сроки по выявлению и ограничению доступа к экстремистским материалам могут быть существенно сокращены, если российские социальные сети примут на себя обязательства по саморегулированию в этой области и будут вести непрерывный мониторинг контента. А заместитель директора Лиги безопасного Интернета Станислав Скусов обратил внимание на то, что в настоящее время материалы с детской порнографией и призывами к суициду удаляются гораздо быстрее, чем экстремистские, значит сократить эти сроки реально.
Эксперты отметили, что уровень пропаганды террористической и экстремистской деятельности растет: снимаются качественные видеоролики, составляются комиксы, призывающие к борьбе с несправедливостью для создания идеального мира и т. д., то есть используются наиболее популярные среди подростков виды контента. Поэтому и борьбу с пропагандой нужно вести, используя подобные механизмы, например снимать фильмы и выпускать наглядные брошюры с разъяснением реальных целей террористических и экстремистских группировок, методов выявления действий вербовщиков и противостояния им. По мнению представителя аппарата Национального антитеррористического комитета Вадима Михеева, в каждом образовательном учреждении должны быть методические рекомендации по выявлению вовлеченных подростков – по типу опубликованных ОП РФ брошюр "ИГИЛ – угроза человечеству. Почему необходимо уничтожить терроризм", "Страшная сказка ДАИШ"2 и презентованного вчера Фондом исследования проблем демократии методического пособия "Противодействие пропаганде террористической группы ДАИШ (ИГИЛ)", в котором приведены конкретные примеры вербовки и предложена концепция контрпропаганды.
Более того, ресурсам, занимающимся просвещением в области пропаганды терроризма и экстремизма и борьбой с ней, нужно оказывать государственную поддержку, например путем предоставления президентских грантов, отметил в заключение член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Александр Брод.